Несколько историй о работе службы эвакуации, поднятие грузовика

В одной из Минских фирм - ЧУП "Аирсервис", предоставляющих услуги грузового эвакуатора - шесть тяжёлых машин, из них пять - это иномарки, хотя и весьма потрёпанные - МАНы, Скании, Volvo и один Mercedes Actros. Купил однажды на пробу КамАЗ - и пожалел - говорит владелец компании, Александр. Краска с новой машины начала едва ли не кусками отслаиваться, качество деталей - никуда не годится. Да, запчасти дешёвые, но, бывало, пока ребята доедут на вызов, КамАЗ сломается несколько раз. А в нашем деле время имеет очень большую ценность. Не хочу больше экспериментировать. Новые "европейцы" мне не по карману - с таким оборудованием, как нужно, машина обойдётся во много сотен тысяч евро, а сейчас это нереально. Но парк придётся обновлять, сейчас раздумываю над этим вопросом. Есть и легковой пикап, также окрашенный в "корпоративные" цвета. В основном он используется в качестве "технички", но не только.

Я пришёл в эту фирму ещё в конце девяностых, будучи совсем молодым - делится воспоминаниями один из сотрудников, Игорь. Думал, что работа службы эвакуации - это очень просто. Прицепили тросом, потянули, потом зацепили и увезли - какая тут наука? Но нас, успешно прошедших собеседование, отправили на стажировку в Швецию, где мы учились премудростям этого дела. Оказалось, что дело это на самом деле сложное и очень ответственное, ведь на кону стоят немалые деньги, которые можно сэкономить для перевозчика и того, кому принадлежит груз. Очень много нюансов, о которых посторонние люди даже не подозревают.

Когда бизнес только начинался, ездили только по городу и области. Потом стали поступать заказы и из других регионов страны. Чаще всего не отказываем. Случаются и международные командировки. В основном, в Россию - благо, до Брянской области рукой подать, но ездим и дальше, если потребуется. Граница же открыта. Раньше часто работали и в соседней Украине - там немало белорусских дальнобойщиков ездит, и поднятие грузовика было дело не редкое. Сейчас такое тоже бывает, но куда реже - товарооборот между странами сократился. Очереди на границе увеличились, плюс таможенные и пограничные формальности отнимают время - нужно оформлять временный ввоз машины, а это непросто - приходится заполнять кипу бумаг. Да и дороги в Украине куда хуже наших. Техника конечно, не самая нежная, но жалко её становится, когда по колдобинам чешешь.

Главное - подхватывает коллега Игоря по имени Сергей - забота о безопасности. Обязательно нужно выставить предупредительные конусы-вешки и знаки аварийной остановки, причём с обеих сторон. Присутствие сотрудников ГАИ - обязательно, ведь очень часто нужно перекрывать трассу (на что частная компания не имеет права) и следить за безопасностью остальных участников движения на этом участке, а кроме того эвакуатор со столь сложным грузом нуждается в сопровождении. Да, услуги милиции не бесплатны, но всё оплачивает заказчик работ - таковы правила.

Древний КрАЗ (такие машины ещё иногда встречаются на наших дорогах) с бетономешалкой улетел в кювет. Потребовалось поднятие грузовика. На скользкой дороге его неопытный молодой водитель (26 лет) не справился с управлением. Дело житейское и ситуация вполне стандартная. Эвакуаторщики, оценив обстановку, принимают решение - нужно как можно быстрее демонтировать надстройку, чтобы сохранить её. Сказано - сделано. Вылитый на обочину бетон тут же растаскивают жители ближайших сёл - в хозяйстве всегда пригодится. После этой процедуры КрАЗ почти наверняка отправится на металлолом, но подъехавший владелец едва ли не светится от счастья. Куплю, говорит, похожее старое шасси за копейки и водружу "бочку" на него. 

Когда речь идёт о совсем сложных случаях, одним эвакуатором не обходится. На узкой заснеженной трассе М2 "Крым" произошло тяжёлое ДТП. Задача - поднятие грузовика на колёса и устранение из кювета пустой контейнеровозный прицеп другого тягача. От удара машина завалилась набок на повороте, перевалившись через ограждение. Обочины фактически нет - сразу спуск под немалым углом, да ещё и снег рыхлый. Содержимое фуры аккуратно убрано в сторону. К счастью, груз был хорошо упакован - часть удастся сохранить. Для его своевременной доставки уже едет другой тягач с полуприцепом.

После оценки ситуации принимается решение вызвать "подкрепление". Работа службы эвакуации будет выполняться сразу тремя единицами спецтехники плюс тот самый пикап. Сперва срезают ограждение и убирают его в сторону, затем из кювета один из эвакуаторов вытаскивает прицеп - он небольшой и пустой, но работа осложнена затруднённой видимостью и дорожным покрытием. После этого начинается, собственно, процесс поднятия грузовика и постановки её на колёса. Для этого используются две машины - одна не справится. Они начинают тянуть тросами изрядно помятую конструкцию, и это удаётся. 

Работа службы эвакуации длилась много часов, закончилась только ночью. Стоимость такой операции конечно, очень немалая, но выбора у владельца нет - машина - его собственность и он несёт ответственность за неё. А тягач с фурой пошли под списание.

Бывают и необычные, даже курьёзные обращения. Приезжают ребята на вызов. На одной из улиц стоит растянутый до немалых 11 метров лимузин на базе Hummer H2, украшенный свадебными ленточками. Его водитель в красивом чёрном костюме с галстуком сокрушается, мол, перестал "утюг" ехать и что с ним - неизвестно. Стоящий здесь же хозяин машины также в конструкции автомобиля не разбирается. Тянуть машину в сервис на "галстуке" нельзя, ведь таким образом можно легко угробить дорогущую автоматическую коробку передач. Сперва вызвали обычный легковой эвакуатор, но все компании отказывают - при такой длине машина не поместится ни на одну из платформ. 

Единственный выход, который предлагают подъехавшие работники - поднять переднюю часть Хаммера на "лапу" и буксировать так. Первым делом один из сотрудников лезет под машину. И охает - там три карданных вала друг за другом! Как их отсоединять? С такой конструкцией работать ещё не приходилось. Наконец, подходящий съёмник всё же найден, лимузин приподнят и "процессия" неспешно плывёт по улицам, собирая удивлённые взгляды прохожих.

При поддержке: